Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Екатеринбург Новосибирск Казань Самара Краснодар Другие города     Украина   Беларусь   Казахстан

 

Спорные ситуации при исполнении контракта (договора строительного подряда).

Спорные ситуации при исполнении контракта (договора строительного подряда).

Спорные ситуации, которые возникают при исполнении контракта (выполнении, сдаче-приемке работ, оплате выполненных работ).

Опыт сотрудничества со строительными компаниями позволил выделить наиболее актуальные задачи, которые приходится решать совместно с руководством строительных компаний, в рамках юридической поддержки строительного бизнеса.

Одной из наиболее приоритетных является урегулирование спорных ситуаций, возникающих в процессе исполнения контракта.

Наиболее распространены следующие.

Неподписание актов
• Отказ Заказчика от подписания актов выполненных работ (или актов скрытых работ).
• Задержка подписания Заказчиком актов выполненных работ.

Отказ Заказчика принимать работы
• По различным причинам Заказчик (представитель Заказчика) отказывается принимать работы.

Включение дополнительных работ (и последующая их неоплата).
• Работы «сверх» сметы
• Обнаружение самим Подрядчиком необходимости выполнения дополнительных работ

Штрафные санкции к Подрядчику
• Начисление неоправданно высоких пеней и штрафов за нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ.
• Немотивированные замечания заказчика к результатам работ (Заказчика «не устраивает» качество работ), как следствие – Подрядчику начисляются штрафы за «ненадлежащее качество».

Финансовые спорные ситуации
• Неоплата Заказчиком выполненных работ.
• Задержка оплаты выполненных работ.
• При оплате работ заказчик «удерживает» пени и штрафы.
• Заказчик не возвращает вовремя обеспечение по контракту.

Спорные ситуации возникают в одном случае из десяти, но именно они отнимают массу времени и нервов у руководителей строительных компаний, а также приводят к затратам и убыткам, которых можно было бы избежать.

Стоит обратить внимание на то, что со стороны Заказчика работы контролируют исполнители (кураторы), которые зачастую не полностью ориентируются ни в законодательстве, ни в правилах строительства и документооборота. Это приводит к спорным ситуациям, а также к ухудшению отношений с руководством Заказчика, так как куратор, разумеется, представляет спорную ситуацию в выгодном для себя свете, делая во всем виноватым именно Подрядчика, что не соответствует действительности.

Описание некоторых спорных ситуации и способов разрешения (недопущения) споров.

Дополнительные работы.
В процессе выполнения работ Подрядчиком «обнаруживается» необходимость выполнения дополнительных работ.
• Зачастую выполнение дополнительных работ «тормозит» выполнение основных работ, что приводит к нарушению Подрядчиком основных сроков и, как следствие, к штрафам за просрочку.
• Стоимость дополнительных работ не оплачивается Заказчиком.
• Мотивировка – Заказчик не вправе изменять цену контракта.
Все эти вопросы решаемы, главное – соблюдать правила, алгоритм работы с Заказчиком в данной ситуации.
 
Алгоритм действий Подрядчика.
Рекомендации.
• Как правильно составлять письма, вести переговоры, отстаивать свои права.
• Оформление документов (переписка, согласования объемов и стоимость дополнительных работ).
• Права подрядчика на оплату дополнительных работ (сверх цены контракта).

В процессе выполнения работ Заказчик «просит» выполнить работы, не учтенные в смете.
Последствия этой «просьбы» такие же, как и в предыдущем пункте.
Действия (алгоритм действий) Подрядчика аналогичны описанным предыдущем пункте, требуется дополнительно акцентировать внимание на том, чтобы Заказчик изложил свою «просьбу» письменно.

Заказчик просит «сделать что-то еще», но потом «забывает» о своей просьбе.
Последствия
• «Что-то еще» остается неоплаченным.
• Сдвигаются (нарушаются) сроки выполнения основных работ по контракту.
• Подрядчик несет убытки.
Действия (алгоритм действий) Подрядчика аналогичны описанным предыдущем пункте, требуется дополнительно акцентировать внимание на том, чтобы Заказчик изложил свою «просьбу» письменно, и зафиксировать стоимость «чего-то еще» в согласовательных письмах.

Неподписание актов

Заказчик отказывается подписывать акты освидетельствования выполнения скрытых работ (акты скрытых работ).
Причины: Заказчик «занят», Заказчик «не может приехать на объект», Заказчик «подпишет акты скрытых работ потом, вместе со всеми актами, когда все работы будут выполнены».
Самая распространенная ошибка Подрядчика – выполнять работы далее, не отправив Заказчику актов скрытых работ.
Негативные последствия:
• Заказчик «вскроет» результаты работ.
• Заказчик «придерется» к результатам работ.
• Заказчик не подпишет КС-2 и КС-3, так как ранее не подписал (то есть не принял) скрытые работы.
• Заказчик не оплатит работы, так как не подписал акты.

Требуется: алгоритм действий, в случае неподписания заказчиком актов, знание прав Подрядчика, умение корректно отстаивать свои права.

Заказчик уклоняется от подписания актов выполненных работ (КС-2)
Причины:
• Занят, не может приехать сегодня, завтра, послезавтра, в отпуске, заболел, в командировке
• Заказчик нашел «недостатки» - самый распространенный случай – и не хочет подписывать акты, пока «недостатки» не будут устранены Подрядчиком
• Заказчик требует дополнительных документов
• Заказчик любыми методами «затягивает» приемку объекта

Негативные последствия.
• Объект не принят, сроки нарушены, нет оплаты по контракту, зато начислены пени и штрафы.
• В период после завершения работ до их приемки, произошли события, приведшие к порче имущества на объекте, к порче результатов выполненных работ. Подрядчик все устраняет за свой счет, неся дополнительные убытки.
• Заказчик обращается в суд, по факту нарушения сроков выполнения. Не платит по контракту до решения суда (это 3-4 месяца).
• Прочие негативные последствия аналогичны описанным выше, суть их не меняется: Подрядчик не получает вовремя оплаты или несет дополнительные убытки.

Для предотвращения (недопущения) негативных последствий от строительных компаний требуется
• Соблюдать дисциплину в документообороте: вести Журнал хода работ, прочие документы.
• В случае возникновения спорных ситуаций – без задержки на них реагировать: переписка, согласовательные письма.
• Применять алгоритм специальных действий в случае отказа Заказчика от подписания актов выполненных работ.
• Знать и уметь корректно отстаивать свои права.

Аналогичны и причины возникновения других спорных ситуаций, и принципы действий Подрядчика.


Применимые методы реализации
• Руководитель строительной компании самостоятельно (если есть свободное время) принимает комплекс мер по недопущению или урегулированию спорных ситуаций
• Штатный сотрудник (юрист) занимается вопросами спорных взаимоотношений с Заказчиком
• Обращение (разовое) в компанию, специализирующуюся в данной сфере при возникновении спорной ситуации
• Абонентское обслуживание (юридическая поддержка строительного бизнеса): недопущение спорных ситуаций, быстрое и эффективное разрешение споров


Практически все права и возможные действия Подрядчика описаны в Гражданском Кодексе (Строительный подряд).
Однако применение статей ГК должно быть грамотным, уместным, а главное - своевременным.

Тогда в процессе исполнения контракта, все возникающие спорные ситуации можно разрешить в пользу Подрядчика, тем самым избежать штрафных санкций, получить оплату выполненных работ вовремя и в полном объеме.

Мы готовы предложить (в вопросах, касающихся исполнения Подрядчиком контракта)

• Алгоритмы (четкая последовательность действий, оформленная в письменном виде) действий строительной компании при возникновении спорных ситуаций
• Образцы (шаблоны) документов, оформляемых при возникновении спорных ситуаций. Это позволяет своевременно и правильно реагировать (официальными письмами, документами) на действия Заказчиков
• Участие в переговорах с представителями Заказчика
• Внятные и оперативные консультации: как по недопущению, так и по разрешению спорных ситуаций.

Дополнительно

• Подготовка заявок на участие в электронных аукционах
• На этапе подписания контракта: корректировка его условий с учетом интересов Подрядчика (подготовка и отправка Заказчику протокола разногласий до подписания контракта)
• Уменьшение размера уже начисленных Заказчиком пеней и штрафов
• Решение вопросов, связанных с оплатой выполненных работ (претензионная работа, обращение в суд).

Наша поддержка может осуществляться как комплексно, так и единоразово, при возникновении спорной ситуации.

Результат: предупредительные меры, недопущение спорных ситуаций, экономия времени и средств строительных компаний.

Собственные наработки и накопленный опыт (именно в данной сфере) позволяют нам решать поставленные задачи оперативно и эффективно.

Подробнее...


Подробнее – Договор строительного подряда


Полезные материалы

СРО в строительстве
СРО в проектировании
СРО в изысканиях
Пошаговые инструкции





Автор статьи ООО "Ю-Ника"
Регион Пермь
Отправить сообщение
Дата подачи: 23.10.2011 (11:28)
Просмотров: 992
Увеличить количество просмотров
Другие статьи компании ООО ""Ю-Ника"" Статьи других компаний в категории "Строительство, отделка, ремонт / Другое"


© 2009-2016, МирСтроек.ру - портал бесплатных строительных объявлений.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на MirStroek.RU обязательна!
Рейтинг@Mail.ru Мирстроек.Ру в Твиттере Мирстроек.Ру в Вконтакте Мирстроек.Ру в Telegram